Аштавакра Гита

Глава 6

Высшее Знание

~ 6.1 ~


Аштавакра сказал:

Я безграничен, как пространство. И эта вселенная подобно кувшину, вмещает в себе это пространство. Это есть Знание. Оно не для того, чтобы его отвергнуть, принять или опровергать.

(Подобно кувшину)— значит, как кувшин содержит то же пространство, что и бесконечное пространство, так и вселенная с ее разнообразными именами и формами содержит реальность, тождественную Атману.

Мудрец Аштавакра говорит в этой главе о более высоком мировоззрении. В предыдущей главе он говорил о Лайе, о необходимости и методах выхода за пределы относительного сознания в Абсолют. Но даже эта попытка Лайи исходит из невежества; ибо чистый Атман никогда не был обусловлен. Здесь он говорит о том высшем мировоззрении, в котором вселенная и ее сознание больше не являются узами и, следовательно, не требуется преодоления. Другими словами, вселенная, с этой точки зрения, состоит из той же субстанции, что и сам Атман. Все теперь является Атманом. Как сказал Шри Рамакришна, пока мы не достигли крыши, мы принимаем лестницу как нечто иное, чем крыша, но, когда мы достигли крыши, мы обнаруживаем, что лестница и крыша сделаны из одного и того же материала.

 

 

~ 6.2 ~


Я подобен океану, а проявленная вселенная подобна волне. Это есть Знание. Оно не для того, чтобы его отвергнуть, принять или опровергать.

Этот пример проясняет единство Я, Атмана и вселенной, — оба они являются одной и той же субстанцией, подобно океану и его волне.

 

 

~ 6.3 ~


Я подобен перламутровой ракушке, а иллюзорная вселенная подобна кажущемуся серебру в нем. Это есть Знание. Оно не для того, чтобы его отвергнуть, принять или опровергать.

Реальностью, стоящей за серебряной иллюзией, является жемчужная устрица. Точно так же реальностью вселенной является само Я, Атман.

 

 

~ 6.4 ~


Воистину, я во всех существах, и все существа во мне. Это есть Знание. Оно не для того, чтобы его отвергнуть, принять или опровергать.

Я внутренняя субстанция всех существ.

Этот стих также указывает на то, что реальность Атмана и явления во вселенной не отличаются друг от друга. Атман является одновременно внутри и вместилищем вселенной.

 

 


Аштавакра-гита (оглавление)