Аштавакра Гита

Глава 10

Тишина

~ 10.1 ~


Аштавакра сказал:

Будь безразличен ко всему, отказавшись от камы (желания) врага, артхи (мирского процветания), которая так полна несчастий, а также от дхармы (добрых дел), которая является причиной этих двух.

(Враг) — Стремление к чувственным наслаждениям (кама) препятствует достижению Знания и привязывает душу к миру. См. Гита III. 37-43 стихи 1 — 6.

(Полна несчастий) — Приобретение и сохранение богатства (артха) сопряжена с трудностями и вредна для нашей высшей природы.

(Дхарма) — это хорошая работа как светская, так и религиозная, особенно религиозная. Выполняя ритуалы, предписанные в писаниях, мы зарабатываем религиозные заслуги, которые приносят нам мирское процветание, а также чувственные наслаждения.

Дхарма, Артха и Кама — три цели существования обычного человека. Но для того, чтобы достичь мокши, освобождения, высшего блага жизни, нужно отречься от всех этих трех целей. Абсолют никогда не может быть достигнут, пока есть малейшая крупица желания. А без желания все эти три цели бессмысленны. Отсюда необходимость отречься от них, чтобы наши глаза могли открыться Высшему Я, Атману.

 

 

~ 10.2 ~


Смотри на друзей, земли, богатства, дома, жен, подарки и прочие блага, как на сон или на фокусное представление, которое длится три или пять дней.

 

 

~ 10.3 ~


Знай, где есть желание, там и мир. Утвердись в твердой непривязанности и освободившись от желаний, будь счастлив.

Анализируя, можно прийти к выводу, что желание – является основой знания мира и запутанность в нем. В тот момент, когда человек полностью освобождается от желания, мир исчезает.

 

 

~ 10.4 ~


Рабство состоит только в желании, и устранение желания называется освобождением. Только непривязанностью к миру достигается постоянная радость реализации Я, Атмана.

 

 

~ 10.5 ~


Ты Единый, Чистый Разум. Вселенная неразумна и нереальна. Невежество тоже ничто. Что ты еще желаешь знать?

Здесь акцентируется, что Самость, Атман, который есть Единое, Разумное и Чистое, есть единственное, что нужно познать. Мы не должны желать знания о том, что не является абсолютно реальным. А таковым является только истинное Я, Атман, в то время как кажущийся нам мир, благодаря невежеству, на самом деле не существует. Следовательно, познание Атмана должно быть смыслом и целью нашей жизни, и только оно положит конец желанию, составляющему рабство, как упоминалось в предыдущем стихе.

 

 

~ 10.6 ~


Рождение за рождением ты привязывался к ним и все терял — царства, детей, жен, тела, удовольствия.

 То, что мир фальшив, упоминалось в предыдущем стихе. Эта идея преподноситься в этом стихе более развернуто.

  Этот стих дает здравый смысл, почему мы должны прибегать к отречению. Такова преходящая природа мирских вещей, что, даже если мы их очень любим, мы не можем их долго удерживать, они теряются и тем причиняют нам страдания. Этот процесс повторялся жизнь за жизнью. Какой же тогда смысл привязываться к таким вещам?

 

 

~ 10.7 ~


Хватит богатства, желаний и благочестивых поступков. Ум не находит покоя в тоскливом лесу этого мира.

Аштавакра снова утверждает бесполезность дхармы, артхи и камы как идеалов жизни и делает упор на мокше.

 

 

~ 10.8 ~


Сколько рождений ты выполнял тяжелую и мучительную работу, телом, умом и речью? Теперь наконец, остановись!

У нас есть наше нынешнее тело и страдания в результате наших действий в прошлых воплощениях. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока мы продолжаем действовать, и будет продолжаться от рождения к рождению. Чтобы навсегда избежать страданий, мы должны немедленно прекратить мирскую деятельность.

Аштавакра указывает на то, что наши прошлые действия, повлекшие за собой столько труда и страданий, не принесли нам прочного счастья. Зачем же нам тогда продолжать нашу мирскую деятельность?

 

 


Аштавакра-гита (оглавление)