Философия Романы Махарши
В традиционной адвайта-веданте, выделяют две духовные практики, ведущие к постижению истинного Я, самадхи. Одна из них — медитация в виде размышления над махавакьей (изречением) «Я есть Брахман», Ахам Брахмасми. Другая — практика «нэти-нэти», отвержение того, что не является Я.
Рамана Махарши, обычно придерживался позиции адвайты. Однако его подход к практике отличался. Рамана Махарши был за метод само-исследования (атма-вичара), заключающийся в вопрошании «Кто я?», и критически относился к традиционным методам практики адвайты.
В размышлении над махавакьей «Я есть Брахман» практикующий мысленно повторяет это утверждение, пытаясь пережить его смысл. Однако, по Рамане Махарши, утверждение «Я — Брахман» — является мыслю , и есть еще тот, кто думает, т.е. тот, кому эта мысль принадлежит. Думать же может только ум, интеллект, индивидуальное «я», тогда как цель всей практики — превзойти свое индивидуальное «я», обнаружить, что такое «я» нереально, а реально только истинное Я.
Интеллект, занятый мысленным повторением, продолжает существовать вместо того, чтобы исчезнуть, уступив место переживанию Я.
«Медитация возможна лишь если сохраняется эго (индивидуальное «я»), ибо тогда есть двойственность: индивидуальное «я» и объект для медитации. Это, следовательно, косвенный метод, потому что в реальности существует только единое Я».
Также обстоит дело и с практикой отрицания «не-Я», нэти-нэти. Для того чтобы отрицать, необходим делатель, отрицающий, и то что отрицается. Это значит, что ложная индивидуальность сохраняется, и практик опять остается в пределах ума.
Согласно Рамане Махарши, ошибка здесь состоит в убеждении, что ум может своими собственными усилиями познать Я, в то время как в действительности сам ум творит неведение, закрывающее Я. Истинное Я всегда существует, нужно лишь отбросить неведение, т.е. ум. Рамана Махарши говорит, что для этого нужно найти корень ума, его источник.
Рамана Махарши показывает, что в атма-вичаре ум, исследуя собственную основу, направляется непосредственно на Я, тогда как в традиционных практиках адвайты ум имеет дело с объектом — мыслью и, таким образом, живет и сохраняется.
Согласно Рамане Махарши, нет смысла в повторении «Я есть Брахман» — потому что это лишь мысль, порожденная воображаемым «я» , т. к. Брахман — единственная Реальность и нет никого, кто бы оспаривал это. Такое разделение на «я» и «Брахман» — само по себе содержит двойственность.
Самоисследование начинается с вопроса «Кто я?». Однако ответ на него не предполагает какое-то заранее заготовленное высказывание типа «Я есть Брахман», как неправильно понимают Раману Махарши некоторые приверженцы адвайты. Ум должен сам обратиться к своему источнику, чтобы самому ответить на этот вопрос, а не повторять уже готовый ответ. Поэтому Рамана предостерегал от повторения «Кто я?» в качестве мантры: «Кто я? — это не мантра»