Аштавакра Гита
Глава 12
Осознание ученика
~ 12.1 ~
Джанака сказал:
Сначала я отстранился от физической деятельности, затем от безудержной речи и, наконец от мыслей. Так поистине я и пребываю.
В восьми стихах этой главы ученик выражает состояние своей высшей реализации.
(Отстранился), то есть отстраненный, ум, полностью отвернувшийся от дела, слова и мысли, которые все принадлежат относительному плану.
(Физической) — Дисциплина началась с грубого. Затем контролировались более тонкие препятствия.
(Так)— лишенный всякого действия — физического, звукового или умственного; то есть в состоянии за пределами относительности.
~ 12.2 ~
Не привязываясь к звуку и другим объектам чувств, и зная, что “Я”, Атман не является объектом восприятия, мой ум свободен, не отвлекается и однонаправлен. Таким образом я пребываю, как я есть.
(Звуку) — т. е. все воспринимаемые объекты, все во вселенной.
(Атман) — Восприятие возможно только в состоянии относительности. Атман абсолютен. Не может быть знающего о нем. Следовательно, он не может быть объектом восприятия.
(Свободен) — Привязанность к объектам чувств отвлекает наш ум и мешает ему быть обращенным к Атману. Поскольку у меня нет привязанности к объектам чувств и поскольку вечное “Я”, Атман не является объектом восприятия, будучи за пределами ума и речи, я свободен от всех отвлечений.
(Таким образом) — как абсолютное “Я”, Атман, за пределами всех отвлечений и относительностей.
~ 12.3 ~
Из-за неправильного отождествления, человек прилагает усилие для концентрации ума. Признавая эту закономерность, я пребываю, как я есть.
(Отождествление) — В случае рядового человека, на него были наложены идеи тела, ума, эгоизма и т. д. Его разум рассеян. Ему требуется приложить усилия, для концентрации ума.
(Признавая) — Необходимость концентрации возникает только для человека в состоянии невежества и бессмысленна для того, кто утвердился в абсолютном состоянии Атмана. Правило, предписывающие концентрацию, на него не распространяется.
~ 12.4 ~
Не отвергая и не принимая ничего, без радости и печали, о Брахман, я пребываю, как я есть.
Принятие или отвержение, радость или печаль возможны только тогда, когда мы отождествляем себя с телом и умом, которые создают различия. Но Атман един, совершенен и всепроникающий, и поэтому ему нечего терять или приобретать, и вследствие этого страдать или чувствовать себя счастливым.
~ 12.5 ~
Различные стадии жизни и их отсутствие, медитация, отречение от объектов ума — обнаружив, что все это отвлекает меня, я пребываю, как я есть.
(Стадия жизни) — относится к традиционным четырем стадиям жизни, описанным в священных писаниях с их соответствующими обязанностями и образом жизни, — брахмачарья (жизнь ученика), грихастхья (жизнь домохозяина), ванапрастха [жизнь отшельника) и санньяса (жизнь того, кто полностью отрекается от мира и его привязанностей).
(Обнаружив) — Все это относится к телу и уму. Но Атман находится за пределами их. Таким образом, телесная концепция и ум отвлекают человека Самопознания.
(Я пребываю) — за пределами любой стадии жизни и т. д.
~ 12.6 ~
Прекращение деятельности есть результат невежества, как и осуществление деятельности. Полностью осознавая эту истину, я пребываю, как я есть.
(Прекращение) — Как выполнение, так и прекращение деятельности предполагает сознание эго, внешний и внутренний мир, а это невежество.
(Я пребываю) — Атман, в котором не может быть и речи о действии или прекращении его.
~ 12.7 ~
Размышляя о Немыслимом, мы думаем только о наших мыслях. Так что, оставив эти мысли, я пребываю, как я есть.
(Размышляя) — Атман не является объектом мысли, но находится за ее пределами. Следовательно, медитация на Нем есть не что иное, как создание определенного состояния ума — это не Брахман. Чтобы осознать Брахман, мы должны выйти за пределы ограничений ума и стать Самим Брахманом.
(Оставив) — становление Самим Брахманом, более высокое состояние, чем медитация или созерцание.
(Я пребываю) — за гранью мысли.
~ 12.8 ~
Блажен человек, совершивший это. Блажен, тот кто таков по природе.
(Совершивший) — Кто осознал Атман через Садхану как за пределами всех действий, физических и умственных.
(Кто таков) — указывает на более высокую ступень. Абсолютное состояние теперь для него естественно.