Аштавакра Гита

Глава13

Счастье

~13.1~


Джанака сказал:

Спокойствие, редко встречается даже среди тех, у кого нет ничего кроме набедренной повязки. Поэтому, отказываясь от отречения и принятия, я живу счастливо.

Духовное спокойствие беспричинно. Оно не является результатом радости обладания здоровьем, богатством, красотой или славой. Оно неотъемлемое качество Атмана. Пока мы привязаны даже к малейшей вещи, Атман и его радость не могут быть реализованы.

(Спокойствие) — буквально “Swastya” означает состояние утверждения в Атмане.

(Кто) — Тот кто утвердившись в совершенстве вечного Атмана, знает себя отличным от всего мира, является полностью непривязанным.

(Даже) — Указано очень высокое состояние отречения и духовной реализации. Даже ношение набедренной повязки свидетельствует об относительном сознании.

(Поэтому) — Отречение также предполагает эгоизм и привязанность. Следовательно, истинное счастье состоит в реализации еще более высокого состояния.

 

 

~13.2~


Здесь утомлено тело, там утомлен язык, а где-то ум встревожен. Оставив все это, я живу счастливо с высшей целью.

Применение тела, речи и ума для Самореализации предполагает существование несовершенства, — Я еще не реализовано. Это период борьбы. Полная бездеятельность приходит с полной Самореализацией.

 

 

~13.3~


Полностью осознавая, что на самом деле Атман ничего не делающий , я живу счастливо,  делая все, что нужно сделать. 

(Ничего) — Потому что все, что делается, делается телом, умом и чувствами в сопровождении эго. Атман выше всего этого.

(Делая все) — будучи лишенным эго и чувствуя себя непривязанным. Тело и ум выполняют работу, Атман остается непривязанным.

(Что нужно)  — Пока человек живет в теле, он должен выполнять некоторые действия, по крайней мере такие, как еда, сон и т. д. Ср. Гита III.8, вторая половина.

 

 

~13.4~


Йоги, привязанные к телу, настаивают на действии или бездействии. Благодаря отсутствию отождествления с телом я живу счастливо.

Предписанные действия или бездействия верны только для того, у кого еще сохраняется идея тела. Для того же, кто без этого отождествления, они бессмысленны. Пока мы полностью не освободились от телесной концепции, т. е. не полностью осознали Атман, мы должны следовать определенным предписанным правилам, запрещающим одни и предписывая другие действия, как дисциплину. Когда Атман реализован, такие правила не имеют смысла.

Действия человека утвердившегося в Атмане, даже когда он использует тело для совершения действий, о которых говорится в предыдущем стихе, никак не влияют на него. Связь с телом у него вполне добровольная и находится под контролем. Поэтому, нет необходимости делать какой-либо чрезмерный акцент на отречении, поскольку на самом деле отождествление с телом полностью отсутствует.

 

 

~13.5~


Со мной не происходит ничего хорошего или плохого, когда я двигаюсь, останавливаюсь или сплю. Таким образом я живу счастливо, двигаясь, останавливаясь или во сне.

Хорошее и плохое — это результат деятельности тела и ума. Они не влияют на того, кто не привязан к телу и уму.

Пока человек находится в теле, он совершает действия. Но они не имеют никакого значения для его внутреннего сознания, в отличие от обычного человека или несовершенного йога.

 

 

~13.6~


Я ничего не теряю во сне и ничего не получаю от действия. Таким образом, отбросив мысли об проигрыше или успехе, я живу счастливо.

(Во сне) — то есть в неактивном состоянии.

 

 

~13.7~


Наблюдая снова и снова непостоянство удовольствия и боли в различных обстоятельствах, я живу счастливо, отказавшись от добра и зла.

(Непостоянство) — из-за нестабильности. Чувство удовольствия и боли не стабильны. Они меняются при изменении обстоятельств. См. Гита II, 14.

(Отказавшись) — Добро и зло ассоциируются в нашем сознании со счастьем и печалью. Чтобы быть счастливым, мы ищем добра и избегаем зла. Но тот, кто осознал, что счастье и печаль на самом деле являются продуктами обстоятельств и изменяются с их изменениями, больше не заботится о добре или зле, а остается утвердившимся в Атмане, в котором только и существует реальное и абсолютное счастье.

 

 


Аштавакра-гита (оглавление)