Аштавакра Гита

Глава 14

Покой

~14.1~


Джанака сказал:

Тот, чей ум пуст по природе и непривязан к вещам, а также кто проснулся, хотя кажется, что спит – у того, воистину воспоминания о мирской жизни угасли.

(Пустой ум) — лишен каких-либо желаний (самскар) и знания объектов, но полон сияющего сознания одного только Атмана.

(Непривязан) — Пока его тело остается, он поверхностно воспринимает этот преходящий мир из-за остатков кармы, называемой «прарабдха» кармой, которая все еще продолжает функционировать. Но его восприятие объектов не следует сравнивать с восприятием обычного человека. У того, кто осознан восприятие преходящего мира очень поверхностно. Его случайное отклонение в мирское сознание, не оставляет после себя никаких последствий. Поэтому, в действительности его ум пуст.

(Кажется, что спит) — Сон обычно затуманивает наше сознание. Но человек реализации всегда полон знания о Атмане, и даже физический сон не является ему помехой.

(Воспоминания) — т. е. жизнь чувств, подразумевающая противоположности, обусловленность Кармой и последующее рождение, и перерождение.

(Угасли) — Для него навсегда уничтожены воспоминания о мирской жизни. Их силы больше не держат его.

 

 

~14.2~


Когда мои желания растаяли, где же оказались мои богатства, где мои друзья, где грабители в форме чувственных объектов, где писания и где знание?

(Желания) — к объектам наслаждения в этом мире или в следующем.

(Грабители) — Потому что объекты чувств крадут у нас восприятие Атмана.

(Писания) — Религиозные предписания предназначены только для тех, кто все еще находится в неведении. Они бесполезны для человека Самореализации. См. Гита II.4G.

(Знание) — как светское, так и религиозное. Первое исходит из мирского опыта и поэтому бесполезно для джняни. А другое — косвенное знание духовных реальностей, но теперь, имея непосредственный опыт, Джанака не хочет его.

 

 

~14.3~


Когда я осознал Высшее Я, Атман, который есть Свидетель и Господь, я стал безразличен к рабству и освобождению, и не испытываю беспокойства об освобождении.

Осознав вечно свободного и вечно блаженного Атмана, человек Самореализации превосходит всякое сознание рабства и свободы. Только невежественный человек хочет избавиться от рабства и достичь освобождения.

 

 

~14.4~


Состояние, того, кто внутри лишен сомнений, но внешне действует  по своему усмотрению, подобно заблудившемуся человеку, может быть распознано только теми, кто находится в таком же состоянии.

(Лишенный) — Его Знание совершенно. Он обладает полной и совершенной Истиной. Поэтому он свободен от всех сомнений и неуверенности.

(Действует) — Тот, кто достиг Самопознания, больше не связан установленными людьми законами, регулирующими его поведение, которое иногда кажется неуместным и неправильным.

(Может) — Только человек осознавший Атман может понять другого осознавшего Атман. Обычный человек, который оценивает людей по их внешнему поведению, никогда не сможет понять Осознавшего, ибо внешние действия, реализовавшего себя человека, не указывают на его внутреннее просветление.

 

 


Аштавакра-гита (оглавление)