Божественность ума

В.: Мой мастер Ошо обычно говорил, что если вы делаете один шаг, то Бог делает навстречу вам сто шагов.

Радха Ма: Это правда. Но в наше время люди говорят, что в тот момент, когда ты начинаешь идти к просветлению, оно убегает от тебя. Ты знаешь об этом? (Смех.) Они говорят, что если ты делаешь один шаг к просветлению, оно убегает на тысячу километров от тебя.

Если ты поймешь, что просветление божественно, то это действительно так – оно пойдет тебе навстречу, когда ты пойдешь к нему. Но если ты будешь считать, что оно не божественно, то это плохо, и тогда оно убежит от тебя. Что ты думаешь о просветлении – божественно оно или нет?

В.: Я не знаю. Может быть, и то, и другое?

Радха Ма: Как может свобода быть не-божественной? Все здесь божественно. Как она может быть злом? Ты думаешь, что просветление – это зло, тогда оно убежит от тебя. Это само определение божественности: если ты делаешь шаг по направлению к божественности, она делает сто шагов навстречу тебе. Если ты думаешь, что свобода не божественна, то она убежит от тебя.

В.: Мы думаем, что мы делаем садхану. «Я» делаю это. «Я» делаю это. «Я» делаю это. И в какой-то момент приходит время, когда мы чувствуем разочарованность, оттого, что Бог больше не присутствует в нашей практике. Он долгое время был со мной, но вот он ушел. И тогда возникает осознание, что «Я-то думал, что это «я» делал все эти вещи, а на самом деле это был Бог». И вот в этот самый момент, когда у нас появляется чувство, что Бог ушел, наше эго чувствует себя таким маленьким и скромным. То есть это на самом деле очень здоровая ситуация? Когда мы ощущаем, что Бог ушел.

Радха Ма: Даже этот ум помогает нам, ведет нас. Хотя мы без колебаний обвиняем ум во всех наших бедах. Мы говорим, что он отвратителен, что он жесток. Но представь себе только, что это тот же самый ум привел тебя сюда сегодня. Откуда бы ты ни начал. Когда ты родился, у тебя не было ни малейшего представления обо всем этом, и, однако, из всей твоей семьи именно ты пришел сюда.

То есть ум, который погрузил тебя в иллюзию, освободит тебя от иллюзии, это действительно так. Он покажет тебе путь, потому что он отражает божественный свет.

Мы называем его плохим или хорошим или как-то еще, но именно этот ум освободит тебя однажды. Убив самого себя. Почему среди всех людей именно мы ищем? Почему мы должны быть такими странными, непохожими на других? Почему мы должны так отличаться? Почему нам так тяжело в миру? В то время как люди ищут так много разных вещей, почему мы ищем свободу?

Это наш ум ведет нас. Хотя я могу сказать: «откажись от поиска», ты не можешь отказаться от поиска. Я могу сказать, что просветление – миф, но ты не поверишь в это. Можешь ли ты поверить в такое? Нет. Ты веришь, что просветление реально. Внутри мы инстинктивно знаем, что есть что-то за пределами ума.

Какая-то свобода существует. Мы знаем это инстинктивно. Вот почему ты не можешь перестать искать.

Так что ум знает истину. Хотя он не может постичь ее, но тем не менее он знает, что где-то что-то такое как истина или свобода существует. Поэтому тот же самый ум освободит нас.

У ума есть эмоции, у ума есть чувства, у него есть то и это. И из всех этих вещей ум знает отражение истины. Это наш интеллект. Он знает, что где-то существует что-то такое как абсолютная свобода.

Так что ты даже не можешь обвинить Бога, когда ты устаешь. Ум приходит и говорит: «Но Бог вел тебя столько лет». Таков механизм ума. Когда ты не прав относительно Бога, ум не начинает танцевать и говорить, что Бог – это зло. Он говорит: «Нет, это не так. Бог помогал тебе все это время. Бог заставлял тебя медитировать. Это Бог помогал тебе во всем этом».

Ум это не что иное, как инструмент Бога, божественного.

В.: И даже не просто инструмент, он сам божественен.

Радха Ма: Да, он божественен.

Именно поэтому говорят, что ум – это совершенная иллюзия. Потому что он никогда не существовал в том смысле, в котором мы считаем его существующим. Что бы мы там ни называли умом, это никогда не существовало. Только божественное существует, всегда. Вот почему говорят, что ум – это иллюзия.

Мы говорим о чем-то, чего никогда не существовало. Никогда. Ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. Он никогда не существовал, этот так называемый ум. Только божественное существует, во все времена, вечно.

О каких бы характеристиках ума мы ни говорили, все это иллюзия, потому что сам ум – иллюзия.

В.: Можешь ли ты сказать о том, что происходит сейчас за пределами слов, которые все мы слышим? В твоем присутствии и в присутствии некоторых других людей, которые говорят, как ты. Это нектар или что это? Это чувство опьяненности.

Радха Ма: Да, ты чувствуешь это. А некоторые люди находят эти беседы скучными. (Смех.) Так что я не могу превратить эту в какую-то теорию. Для нас это хорошо, а для кого-то скучно. … Это то, как ты воспринимаешь, это имеет значение во всем. Может быть, если я посмотрю это снова, я почувствую, что это скучно. Понимаешь? Я не знаю, действительно ли это интересно. Тебе кажется так, а кому-то другому так не кажется, так что это не так, будто это все происходит одинаково со всеми здесь.

Вот посмотри (показывает на кого-то), посмотри на него, ему уже скучно. Да, тебе.

Слова на самом деле довольно скучны, если честно. В словах нет ничего нового, не так ли? Словарный запас так ограничен, слова так ограничены, выражения ограничены. Когда ты злишься, ты можешь сказать, что ты зол и, может быть, еще несколько слов – что ты раздражен, например. Но это так ограничено. Поэтому скучно.

Радха Ма