Какую садхану мы должны выполнять, чтобы созреть?

Радха Ма: Любая садхана, с которой тебе комфортно и которую ты чувствуешь, что мог бы выполнять много лет, а не просто день, неделю или месяц.

В.: Значит садхана должна быть без усилий?

Радха Ма: Садхана сама по себе и есть усилие. Садхана – это постоянная практика, это усилие. Другое имя для садханы – усилие. Ты не можешь сидеть и медитировать без усилий, так? Все, что ты делаешь, это усилие на самом деле.

Все, что не естественно, это усилие. А садхана не естественна. Каждый момент тебе приходится напоминать себе или осознавать или наблюдать. Это неестественно.

Если помнить Бога – твоя садхана, значит ты должен помнить, а это действие. Это не естественно, поэтому тебе требуются усилия, чтобы помнить Бога все время.

В.: А что происходит, когда в жизни наступает такой момент, когда садхана становится трудной, потому что есть склонность делать то, что естественно…

Радха Ма: Поэтому я и говорю, что это очень и очень трудно.

В.: И она становится таким усилием…

Радха Ма: Но ты все же должен совершать это усилие. Ум будет говорить тебе много всего. Он скажет: «О, да ведь садхана и не нужна, ведь просветление само стучится в мою дверь!», «Тебе не нужно всего этого делать», «Может быть к старости ты добьешься чего-нибудь таким образом». Множество историй будет рассказывать тебе ум. Но ведь ты не хочешь верить уму, так? Вся твоя садхана для того, чтобы не верить всем этим историям.

Вот почему я говорю, что гуру или кто-то, кто может повести тебя, будет помощью. Потому что если ты не хочешь слушать ум, то тебе нужно слушать кого-то другого, внешнего по отношению к тебе.

Но сейчас для тебя время садханы. Пока тело еще молодо и может сотрудничать с твоей медитацией.

Когда ты уже не сможешь медитировать, то знание поможет. Предположим, ты не можешь медитировать. Ум рассказывает тебе всякие истории. Тогда возьми книгу – знание поможет. Если нет, то поклонение поможет. Что-нибудь да поможет, любая техника в такие моменты может пригодится. Нет такого, чтобы ты был абсолютно беспомощен. Ум не может медитировать – и только, но помимо этого, ты можешь делать много всего. Поэтому садханой может быть что угодно. Возьми книгу Раманы и читай ее, и это может быть твоей садханой. К истине ведет много дорог.

Танцевать тоже может быть полезно. Ум не хочет ничего делать долго. Но ты должен заставлять его медитировать. Ты должен знать, как усмирить его. Ты не должен его слушаться, ты должен сделать так, чтобы он тебя слушался.

В.: Как?

Радха Ма: Любая техника сгодится. Просто ты должен проявить упорство. И оно уже внутри тебя. Это упорство есть внутри. Ум говорит, что не может вставать в пять утра, а ты должен заставить его вставать рано.

Все, что ты хочешь сделать, ты можешь. Даже в миру – все, чего ты хочешь достичь, ты можешь. Многие люди достигли невероятных вещей, потому что хотели сделать нечто невозможное.

Радха Ма