Познай себя как наблюдателя

Существуют только одни оковы: ты считаешь наблюдателем другого, а не себя. Есть только одно освобождение: познать себя как наблюдателя.

Проведи эксперимент. Ты сидишь у дерева и смотришь на него. Затем постепенно, продолжая смотреть на дерево, начинай видеть того, кто смотрит на дерево, просто слегка смести фокус внимания. Обычно стрелы сознания летят по направлению к дереву. Пусть эти стрелы летят в обоих направлениях. Пусть они принесут плоды в обоих направлениях. Ты должен видеть дерево и одновременно пытаться видеть того, кто видит. Не забывай того, кто видит.


Осознавай того, кто видит, все яснее. Ты будешь то и дело терять его, ведь это старая привычка, приобретенная в течение многих жизней. Ты будешь терять его, но попытайся снова осознавать того, кто видит. И как только тот, кто видит, придет в твои объятия, пусть даже на миг, в тот же миг ты почувствуешь присутствие необычайного покоя. Благословения излились на тебя На тебя упал луч блаженства. Даже если это длится всего лишь миг, ты наслаждаешься экстазом освобождения. И этот экстаз преображает течение твоей жизни.


Слова и священные писания не могут изменить течение твоей жизни. Преображает опыт, непосредственное переживание.

Ты слушаешь меня здесь. Ты можешь слушать меня двумя способами. Если во время слушания твое внимание сосредоточивается на том, что я говорю, и ты забываешь себя, значит ты не наблюдатель. Ты не свидетельствуешь то, что слышишь. Твое внимание остановилось на мне, ты стал зрителем. Ты можешь стать зрителем не только в зрении, но и в слухе. Каждый раз, когда твое внимание останавливается на объекте, ты становишься зрителем.


Разумеется, ты слушаешь, а я говорю. Но ты не должны замечать только того, кто говорит, следуй за слушателем. Вспоминай о нем вновь и вновь, помни о нем постоянно. Со временем ты обнаружишь, что только в те минуты, когда ты соприкасаешься со слушателем, ты слышишь меня, а в остальное время это бесполезно.


Подумай об этом. Когда ты слушаешь, слушай также и того, кто слушает. Пусть твои стрелы летят в двух направлениях: ко мне и к тебе. Не будет ничего плохого, если ты забудешь обо мне, но ты не должны забывать о себе. И тогда наступает миг, когда не остается ни тебя, ни меня. Это миг глубокого покоя, когда не остается двоих, а есть лишь один. Ты тот один, кто говорит и слушает. Ты тот один, кто видит и кого ты видишь. Именно об этом мгновении говорит Аштавакра.


Ты созерцаешь все и в действительности всегда свободен.

Ошо